Каракол – административный центр Иссык-Кульской области.
До ХХ столетия, Каракол был маленьким, никому не известным городком. Первоначально это была изолированная Российская военная застава, позднее в XIX веке город вырос после того, как сюда прибыли исследователи, чтобы нанести на карту неизвестные пики и долины, отделяющие Каракол от Китая. После исследователей сюда прибывают богатые торговцы и ремесленники, чьи одно — двухэтажные домики с причудливыми изразцами можно до сих пор увидеть в городе. В 1880-ых годах население Каракола выросло вновь с притоком дунган, китайских мусульман, убежавших от преследования на родине. Сейчас в Караколе проживает большое дунганское сообщество.
До 1888 года город носил название Каракол, что в переводе с кыргызского означает «Черная рука», предположительно ассоциировано с руками первоначальных поселенцев города, Российских земледельцев. В 1888 году российский исследователь Н. М. Пржевальский умирает здесь во время подготовки к очередной экспедиции и завещает похоронить его на берегу Иссык-Куля, около Каракола. После этого город переименовывают в Пржевальск. После протестов местного населения, Ленин дал городу его первоначальное название в 1921 году. Сталин в 1939 году переименовывает город в Пржевальск, это название остается до развала Советского Союза. Сегодня город снова носит свое первоначальное название – Каракол.
В городе Каракол имеется целый ряд памятников: Дунганская мечеть, Свято-Троицкая православная церковь и расположенный неподалеку мемориальный музей имени Н. М. Пржевальского.
Мемориальный музей Н. М. Пржевальского
В 9 км к северу от города, недалеко от пристани в Каракольском заливе среди парка находятся музей, памятник и могила Н. М. Пржевальского. Как бы охраняя вход в парк, по бокам ворот на высоких постаментах застыли козероги-тэке.
В парке находится домик — мемориальный музей Н. М. Пржевальского, который был открыт 29 апреля 1957 года. Фонд музея в настоящее время насчитывает 1910 экспонатов. В музее находятся личные вещи, подлинные фотографии, карты, документы, печатные работы великого путешественника.
Посреди парка на поляне стоит памятник Н. М. Пржевальскому. Монументальная девятиметровая скала из серого гранодиорита увенчана бронзовой фигурой орла. У ног птицы свешивается карта Центральной Азии с маршрутами путешествий Пржевальского.
Несколько ниже орла крест, а под ним барельеф Пржевальского в профиль — большая копия золотой медали, отлитой Российской Академией наук в 1866 г. в знак признания научных открытий исследователя. Под барельефом расположена краткая надпись: “Николай Михайлович Пржевальский. Первый исследователь природы Центральной Азии. Род. 31 марта 1839 г., ск. 20 окт. 1888 г.”.
Возле памятника находится могила путешественника, накрытая каменной плитой.
Дунганская мечеть
Дунганская мечеть – историко-художественный памятник, одно из величайших сооружений дунганского зодчества. Мечеть представляет собой великолепный образец китайского архитектурного стиля эпохи Цин (1644-1911 гг.). Она была построена, специально приглашенным для этого из Пекина, китайским зодчим Чжоу-Сы. Вместе с ним работали 20 мастеров специально приехавших из Китая. Фундаменты и каменные работы делали местные мастера, а все деревянные — китайцы. Чжоу-Сы рисовал на дереве орнаменты, которые сразу же вырезали его помощники. В соответствии с проектом продумывалась каждая деталь, предусматривалась каждая мелочь.
Части будущего здания готовили около 3-х лет. В течении 3-х месяцев были собраны все детали и построено здание. Строительство мечети было окончено 10 мая 1910 года. Мечеть в длину имеет 27 м. В ширину — 15 м. Фронтоны 3-х крыш обращены на юг. 30 золотисто-желтых колонн на темно-синих основаниях поддерживают кровлю. окна находятся в южной и северной стенах, а западная стена мечети без окон – сюда обращены лики молящихся. Несмотря на кажущуюся сложность архитектуры, здание мечети построено без единого гвоздя, так как строители использовали систему вырубок и пазов.
На фасадах создано несколько различных типов сказочных драконов прекрасной резьбы, олицетворяющих те или иные благопожелания. Опоясывающий здание многоярусный деревянный карниз украшен изображениями растений (виноград, гранаты, груши, персики).
Окраска здания, материал и цвет кровли в дунганской архитектуре строго регламентировались. Все колонны были окрашены в красный цвет, стены – в пурпурный, крыша – в зеленый, причем резные конструкции – в два цвета: растительные узоры – в зеленый, а мифологические животные в желтый. По народной мифологии каждый цвет имеет определенное значение: красный оберегает здание от злых духов и бедствий, желтый приносит богатство и величие, а зеленый – благополучие и счастье.
Свято-Троицкая православная церковь
Свято-Троицкая православная церковь расположена в центре города Каракол. Она была возведена из дерева в 1894-1895 годах на месте разрушенной во время землетрясения кирпичной церкви 1876 года.
Пятиглавая церковь с колокольней была построена по проекту архитектора и инженеров из города Верного (Алматы). В начале план церкви имел форму равноконечного креста, ориентированного на восток, с входом с юго-западной стороны. Позднее здание приобрело прямоугольно-ломанную конфигурацию, и размеры его составляли 35,5х18 метров. Стены церкви сложены из тесаных бревен, крыша чердачная с пятью восьмигранными барабанами, покрытыми ранее шатрами. Фасады украшены резьбой: на карнизе, фронтонах, наличниках. Главное крыльцо сложено из гранитных блоков, залитых позднее цементным раствором. Цоколь сложен из кирпича и штукатурки. Он опирается на ряд гранитных блоков и булыжный фундамент. Пол дощатый, на кирпичных столбиках. Снаружи стены обшиты досками, а изнутри церковь отштукатурена по драни. Здание церкви имеет колокольню, вход в которую осуществляется по внутренней лестнице.
Но не всегда храм был действующим и не всегда выглядел так великолепно. После революции, где-то в 30-х годах храм был закрыт и здание передали детской спортшколе. В годы Великой Отечественной Войны храм был вновь возвращен верующим, которые своими силами сделали ремонт. Но в начале 60-х в храм вновь возвратилась детская спорт школа, которая находилась в этом здании до 1982 года. Затем здание пустовало в течение 3-х лет, после чего в 1986 году начались реставрационные работы по восстановлению первоначального облика храма. В 1993 году храм был вновь возвращен верующим.